Святитель Феофан Затворник (в миру - Георгий Васильевич Говоров) родился 10 января 1815 в селе Чернава Елецкого уезда Орловской губернии (ныне - территория Липецкой области) в семье сельского священника.
Отец - Василий Тимофеевич Говоров, священник Владимирской церкви села Чернава.
Мать - Татьяна Ивановна Говорова, происходила из священнической семьи.
Обучался в Ливенском Духовном училище;
с 1829 года — в Орловской духовной семинарии, где ректором тогда был архимандрит Исидор (Никольский) (впоследствии митрополит Санкт-Петербургский и Новгородский).
По окончании семинарии, в 1837 году, как лучший из воспитанников своего курса был направлен в Киевскую духовную академию.
1 октября 1840 года, в праздник Покрова Пресвятой Богородицы, подал академическому начальству прошение о пострижении в монашество.
15 февраля 1841 года в Киеве ректором КДА епископом Чигиринским Иеремией (Соловьёвым) был пострижен в монашество с именем Феофан в честь преподобного Феофана Исповедника.
7 апреля 1841 г. - рукоположён в иеродиакона
7 июня 1841 г. - рукоположён во иеромонаха.
По окончании академии, 27 августа 1841 г. определён исполняющим должность ректора Киево-Софийских духовных училищ и преподавателем латинского языка.
7 декабря 1842 года определён инспектором Новгородской духовной семинарии; 18 декабря утверждён в степени магистра богословия.
С 16 октября 1844 года — бакалавр Санкт-Петербургской духовной академии по Нравственному богословию; 22 марта 1845 года — помощник инспектора академии; 3 июля был назначен членом комитета для рассмотрения конспектов преподаваемых в семинарии учебных предметов.
С 25 мая 1846 года — соборный иеромонах Александро-Невской лавры; 21 августа того же года подал прошение об увольнении его от должности бакалавра и помощника инспектора академии. Учебная должность его тяготила, поэтому он с радостью согласился вступить в Палестинскую духовную миссию.
21 августа 1847 году назначен членом Русской Духовной Миссии в Иерусалиме, возглавлявшейся архимандритом Порфирием (Успенским); 3 мая 1854 года миссия была отозвана в связи с Крымской войной; возвращался через Европу. По возвращении в Россию определён учителем в Санкт-Петербургскую духовную академию, на кафедру канонического права.
14 апреля 1855 года возведён в сан архимандрита; 15 сентября — ректор Олонецкой духовной семинарии.
С 21 мая 1856 года назначен настоятелем русской посольской церкви в Константинополе, где по просьбе архиепископа Херсонского Иннокентия (Борисова) собирал сведения о назревавшем тогда болгарском расколе; в оценке последнего стоял на стороне болгар
С 13 июня 1857 года — ректор Санкт-Петербургской духовной академии и профессор богословских наук; отказался от преподавания богословских наук; получил наблюдение за преподаванием Закона Божия во всех светских учебных заведениях Санкт-Петербурга и окрестностей.
1 июня 1859 года в Троицком соборе Александро-Невской Лавры митрополитом Григорием (Постниковым) был хиротонисан во епископа Тамбовской епархии.
Святитель Феофан Затворник. Литография П.Ф. Бореля. 1860 г.
С 22 июля 1863 года — епископ Владимирский; основал женское епархиальное училище.
В 1866 году епископ — неожиданно для окружающих и синодальных членов — подал в Святейший Синод прошение об увольнении его на покой с правом пребывания в Вышенской пустыни Тамбовской епархии.
В своём письме митрополиту Исидору от 30 мая 1866 года, разъясняя свои мотивы и побуждения, писал: "<…> Я ищу покоя, чтобы покойнее предаться занятиям желаемым, но не диллетанства ради, а с тем непременным намерением, чтобы был и плод трудов, — не бесполезный и не ненужный для Церкви Божией. Имею в мысли служить Церкви Божией, только иным образом служить". Прошение было удовлетворено 17 июня того же года.
В 1872 году ушёл в затвор. Одиннадцать лет ежедневно служит литургию в домовой церкви. С 73 года занимается переводами аскетических книг; смирено писал о себе: "Из моего запора сделали затвор. Ничего тут затворнического нет. Я заперся, чтобы не мешали, но не в видах строжайшего подвижничества, а в видах беспрепятственного книжничества". Он не обольщался "Можно и при затворенных дверях по миру шататься, или целый мир напустить в свою комнату"
Когда его посетил Тамбовский губернатор он единственный раз вышел из затвора. Тем самым он выразил своё послушание земному начальству. В царе, в губернаторе, в отце, в хозяине он видит иерархический чин, которому обязательно абсолютно покоряться. Всякий иерархический чин, будь то губернатор или отец, должен сознавать, что при нем "степенная важность, не высящаяся, но и не унижающая себя, привлекающая, но непоблажающая".
Кроме трудов, он вёл обширную переписку: ежедневно почта приносила от 20 до 40 писем, при этом епископ Феофан обязательно отвечал на каждое из них.
Феофан в одном из писем более чем за 50 лет вперед предсказал революцию в России. Для борьбы с революцией предлагал крайние меры: жесточайшую цензуру прессы, ведение смертной казни за материалистические взгляды.
В 1876 Феофан издал перевод на русский язык первого тома "Добротолюбия" (труд Никодима Святогорца). Он получил за него степень доктора.
С 1890 года состоял почётным членом в Свято-Князь-Владимирском братстве.
В последние годы страдал ревматизмом, невралгией, сердечной аритмией и головокружением, а также прогрессирующей катарактой, вследствие чего в 1888 году ослеп на правый глаз
Скончался 6 января 1894 года около 4 часов дня
Отпевание почившего совершил 11 января епископ Тамбовский Иероним (Экземплярский) при большом стечении духовенства и народа. Погребён в Казанском соборе Вышенской пустыни, во Владимирском приделе.
На Поместном Соборе Русской православной церкви в 1988 году, посвящённом 1000-летию Крещения Руси, прославлен в лике святителей; в деянии Собора отмечалось: " Глубокое богословское понимание христианского учения, а также опытное его исполнение, и как следствие сего, высота и святость жизни святителя позволяют смотреть на его писания как на развитие святоотеческого учения с сохранением той же православной чистоты и богопросвещенности. "
29 июня 2002 года состоялось перенесение мощей святителя из храма деревни Эммануиловки (Шацкий район Рязанской области), где они хранились с 1988 года, в Вышенский женский монастырь.
14 марта 2009 года мощи были перенесены из Успенского собора в Казанский собор Вышенского монастыря.
Праздники святому Феофану установлены:
6 января, 10 января, 16 июня (перенесение мощей), в Соборах Воронежских, Киевских, Липецких, Рязанских, Санкт-Петербургских и Тамбовских святых
Награды:
золотой наперсный крест (5 мая 1851)
орден святого князя Владимира III степени (1859)
орден святой Анны II степени (17 апреля 1857 года)
орден святой Анны I степени (19 апреля 1864 года)
Труды святого:
Деятельность Феофана Затворника разделяется 1872 годом — до и после ухода в затвор.
До затвора написаны:
Сборник проповедей "Слово архимандрита Феофана" (1859).
Книга лекций "Путь ко спасению" (1868—1869) о православном образовании и воспитании (в том числе юношества).
На протяжении всего затвора (до самой смерти) в монастыре написаны:
"Собрание писем" (полностью издано после смерти в 1898—1901 годах) — размышления о христианской жизни, преодолении соблазнов и слабодушия, конечных судьбах человечества.
Монументальный перевод наиболее авторитетного патристического сборника — "Добротолюбия".
Перевод сочинения Лоренцо Скуполи под названием "Невидимая брань"
"Что есть духовная жизнь и как на неё настроиться".
"Псалом сто восемнадцатый, истолкованный епископом Феофаном" (1891)